Те, которые: Андрей Ивчатов
Андрей Ивчатов, сооснователь фитнес-центра для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Самотужка" и фитнес-центра "Fit4kid", о достижениях, сложностях, самопроверке на готовность "брать и превносить"
Зачем мне это было нужно
Каждая история — это совокупность факторов: место, время, персоналия, история этой персоналии. Бизнес, о котором мы сейчас говорим, "Самотужка" — это бизнес нашей семьи, мой и моей жены Тани. Два года назад мы оказались в ситуации, где мне приходилось принимать решение о смене рода деятельности. И мы решили с Таней попытаться сделать бизнес, который основан на ее навыках — реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Какое-то время моя жена занималась спортивной акробатикой, потом работала в цирке, училась в университете физического воспитания, затем она поехала в Китай учиться работе с детками з ДЦП. Когда уже в Киеве ей предложили позаниматься с таким ребенком, у нее получилось. Я же проработал в страховании большую часть жизни. Но два года назад с падением части банков возникла необходимость закрыть нашу страховую компанию. Тогда я задал себе вопрос: а что делать дальше? Работать в том направлении, что раньше, мне не очень нравилось, потому что это занимало много времени, я не видел детей, которых у нас их трое. Мы стали обсуждать с женой, как мы можем сделать бизнес из того, что она умеет. Я ведь видел, как разные родители просили ее позаниматься с их детьми. И я видел, насколько искренне они были ей благодарны.
Что я проанализировал, прежде чем запустить проект
Услуга
Мы понимали, что Таня не занимается реабилитацией в чистом виде. Реабилитация имеет несколько составляющих: физическая, социальная, психологическая и медикаментозная. А мы работаем только с физической, поэтому мы придумали сделать все это в формате фитнес-центра для детей. Ведь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата лечебная физкультура и массаж нужны на постоянной основе. Почему? Потому что пока ребенок растет, мышца имеет определенную протяженность. Когда ребенок вырос на миллиметр — организм стягивает, то есть позвонки растянулись, а мышца не успела. Поэтому, чтобы находиться в том же состоянии, что и вчера, ребенку надо еще больше заниматься. А как живет обычная семья с таким ребенком? Несколько раз в году они ездят в какие-то центры реабилитационные на интенсивный курс, потом возвращаются и тут либо они на массаж ходят, либо специалист приходит к ним домой. Учитывая, что дети болеют, а такие детки болеют в разы больше, становится понятно, что регулярности в таких занятиях нет. Между ними же состояние здоровья будет ухудшаться. Поэтому нужно было создать условия, где бы дети могли приходить и заниматься на постоянной основе.
Команда
Мы поняли, что для реализации задумки нам нужна команда. Потому что каждая тренировка — это физическая нагрузка не только для ребенка, но и тренера. Мы решили, что будем нанимать молодых ребят, которые смогут проводить занятия в игровой форме, ведь тренировка может быть очень тяжелой для детей, они часто плачут, им больно. Наш идеальный кандидат был тот, у которого были знания, образование института физкультуры, желательно какое-то спортивное прошлое, но минимум практики, потому что это значило, что мы сможем его обучить своей методике. Мы говорим родителям, что для результата нужно триединство: ребенок, инструктор и методика. Но у нас даже мысли нет, что наша методика единственная, ведь важен еще и психологический момент, у какого-то ребенка может случиться суперконтакт с тренером, у другого — нет. Поэтому мы рекомендуем родителям пробовать и другие методики.
Помещение
Мы решили делать небольшие центры, где есть два зала, в которых можно заниматься, зона ожидания и ресепшн. Мы понимали, что большинство семей ходят в государственные центры реабилитации, наша же задача было сделать помещение максимально приближенным к комфортному фитнес-центру.
Реклама
Мы сделали сайт, Facebook-страничку, но наши потенциальные клиенты уже были в различных соцсетях, где инструктора постоянно дают рекламу. Поэтому от идеи использования соцсетей как платформы для рекламы мы отказались. Мы просто напечатали флаера и стали раздавать их возле специализированных школ. Сначала мы наняли промоутеров, но после первого дня они отказались работать, потому что часть родителей негативно реагировала. Мы поняли, что говорить с родителями могут только те, кто знают о чем речь, — то есть Таня и я. Первый клиент пришел именно так, а уже он привел еще двоих знакомых. Вот так сарафанное радио и сработало.
Social impact
Первое — мы предоставили услугу лечебной физкультуры в игровой форме, качественную и доступную на регулярной основе и близкую к тем семьям, которым это нужно.
Второе — мы смогли за счет нашей бизнес-модели сделать низкую цену на эту услугу. Так что родителям не нужно выкладывать сумму за курс, они платят разово.
Третье — мы привлекаем ребят без опыта и обучаем их практически с нуля. И сейчас это уже квалифицированные специалисты.
Четвертое — мы создаем разнообразную команду: мы даем работу пенсионерам, людям с инвалидностью.
Сколько было потрачено на запуск
Для того чтобы что-то вложить, надо что-то иметь. Когда мы принимали решение о запуске фитнес-центра, у нас же денег не было вообще. Поэтому, чтобы делать какой-то бизнес, мы понимали, что нам нужно что-нибудь продать, а ничего, кроме дома, у нас не было. Да, это было очень непросто. И до сих пор мы вспоминаем о нашем доме с грустью, но зато мы знали, что никому ничего не должны, мы сами все это сделали.
На открытие первого центра у нас ушло 30 тысяч долларов, до выхода в ноль было потрачено около 45 тысяч долларов. И через восемь месяцев после запуска мы уже начали получать доход. Но мы понимали, что хотим строить сеть, потому что одна точка в формате, в котором мы работаем, это небольшие деньги. 15-20 тысяч грн — это не то, ради чего стоит начинать бизнес, пусть даже и социальный.
Когда мне было сложнее всего
Важно понимать, что есть какие-то стандартные бизнесы, которые тут же приносят прибыль, к примеру, ларек. А есть нестандартные, когда ты что-то придумываешь оригинальное, условно говоря, стартап. И ты живешь, не понимая, будет это работать или нет. Проверяешь свою гипотезу. И вот только представьте, у нас на руках трое детей, младшей из которых полгода, мы продали дом, переехали в съемную квартиру, где постоянно выбивало электричество. Канун Нового года. У нас есть инструктора, администратор и только два звонка от клиентов. Первые два месяцев были катастрофой. И здесь главное — найти слова для команды, чтобы не потерять ее и замотивировать.
Когда я понял, что все не зря
Когда каждую неделю к нам стали приходить на занятия по 2-3 новых человека. В апреле 2017 года мы действительно поняли, что тренд устойчивый и он будет расти. Мы приняли решение открыть вторую точку, и нам удалось это сделать уже в июне. Сегодня в месяц у нас занимается более 300 детей. У нас много деток с расстройством аутического спектра, есть ребята с мышечной недостаточностью и другими заболеваниями, которые влияют на физическую активность. А в 2018 году мы открыли фитнес-центр для детей Fit4Kid. Сейчас я также открываю школу детского программирования.
Плюсы и минусы моего дела
-
Множество рисков. Всегда есть неизвестность. Всегда сталкиваешься с новыми затратами, проблемами. Последний центр, который мы открыли, оказался не таким, как мы рассчитывали. Он был довольно большим по площади — 400 кв.м, и там начались проблемы с отоплением. В общем, наделали мы ошибок с этой арендой, до этого у нас помещения были по 100 кв.м. Поэтому совет: если вы меняете формат, тщательнее анализируйте. Если вы берете помещение — вы должны быть в нем уверены на миллион процентов, особенно если планируете делать в нем изменения.
Ну и еще один минус — ты всегда один за всех. Социальный бизнес не может быть большой, это чаще всего средний или малый бизнес, и тебе приходится быть и директором, и главным администратором, ты вынужден решать много вопросов, ты вовлечен в кучу таких вещей, которые не всегда приятны.
+
Мне не стыдно, когда кто-то спрашивает, чем я занимаюсь. Мне приятно отвечать. Мне нравится сыну рассказывать о нашем деле. Мы даем пример детям, и это большая мотивация для меня и Тани. А еще плюс — это искренняя благодарность родителей детей, которым мы помогаем.
Что бы я сказал себе два года назад как начинающему социальному предпринимателю
В социальное предпринимательство можно попасть из разных ситуаций. Можно попасть в ситуацию, где у тебя все хорошо, есть другие бизнесы или работа, или большой кусок свободного времени и средств, и ты можешь сделать бизнес, уже имея финансовую подушку безопасности. А может быть другая ситуация, когда у тебя ничего нет и ты, рискуя всем, делаешь этот бизнес. Но тогда ты должен понимать, что на эту историю нужно смотреть в первую очередь как на бизнес. Конечно, у тебя должна быть социальная составляющая, желание помогать людям, но если у тебя не будет бизнеса — то ты не сможешь делать то, что хочешь.
Задача любого предпринимателя — попытаться проверить свою гипотезу с наименьшими затратами, чтобы сделать затем проверку еще одной гипотезы, потом третьей, четвертой, пятой. И так до тех пор, пока ты либо не сдашься, либо не найдешь правильное решение. И чем дешевле ты сможешь проверить свою гипотезу, тем твой предпринимательский уровень выше. Надо пытаться сделать это наименьшими усилиями временными, финансовыми, любыми. А далее лучше потратить немножко времени на поиски людей, которые будут разделять твои ценности.
Если вы сомневаетесь идти в социальные предприниматели или нет, лучше не идти. Если вы не готовы быть увлеченными этим делом — то не стоит. А вот если у вас действительно есть уже устойчивое понятие, что вы хотите что-то привнести в общество, берите и привносите. Берите и делайте.
Читайте также: Інструкція для новачків: Як почати допомагати і реалізовувати добрі справи