Просто о сложном: Как говорить с детьми о деньгах

24.09.2019 0:35

Просто о сложном: Как говорить с детьми о деньгах

Наталья Шевченко, бизнес-тренер, МВА и финансовый коуч, финансовый директор компании Otten Consulting

Вопрос "как рассказать ребенку о финансах?" застал меня врасплох, потому что у меня самой не было какой-то системы в этом. Когда росла дочь, у самой был процесс личного финансового становления, и я еще не понимала, чему и как ее учить. Она росла, видя мой личный пример и застав как не самые приятные в финансовом плане времена, так и период финансового роста. Сейчас растет внук, и с ним уже все по-другому. В семье есть разные сценарии финансового поведения, есть семейный финансист, который то пояснит, то книжку нужную купит, то поставит четкие условия "не выключил свет после многократного напоминания — оплачиваешь электроэнергию со своего кармана".

Говорить о финансах с детьми нужно. В зависимости от возраста ребенка важно прививать ему культуру общения с деньгами, учить, как их зарабатывать и распределять. Важно привлекать к обсуждению семейного бюджета, сначала — с правом совещательного голоса, а когда сам начнет зарабатывать — с правом принимать решение наравне со взрослыми.

Одна из основных задач родителя — вырастить самостоятельного человека, который сможет обеспечить себя сам. А для этого шаг за шагом нужно учить детей финансовой грамотности, рассказывать о правилах денег и приучать своих детей принимать финансовые решения.

Дошкольный возраст

Отношение к деньгам закладывается у ребенка в раннем возрасте, уже когда он учится считать. В это время еще нет понимания сколько и что стоит, и этому нужно учить. Находить эквиваленты. Многие дети в этом возрасте могут обменять ценную вещь на дешевую, потому что не понимают денежного эквивалента. В своем детстве я обменяла какую-то куклу на золотой подвес в виде подковки. Когда пришли родители той соседской девочки, был скандал. Только вот я никак не понимала почему, обмен был честный и все были довольны. Подвох был в том, что подвес принадлежал маме той соседской девочки.

Сейчас у детей с маленького возраста появляются свои деньги. Сначала — это подарки родственников к праздникам или дню рождения. И уже ими можно учить распоряжаться. Вырастет ваш ребенок транжирой, скрягой или мудрым финансовым гуру, зависит в том числе и от вас. Посмотрите, какие сценарии уже есть, уточните, куда он потратит подаренные деньги. Предложите альтернативы и эквиваленты.

У дошкольника многие решения импульсивны и эмоциональны. На этом этапе важно создать почву для дальнейшего обучения, показывать собственным примером. Важно создать систему координат для будущих финансовых решений, чтобы ребенок смог понять уровень ценностей материального мира.

И будьте осторожны со своими эмоциями. Если у вас в семье возникают разногласия по поводу денег, если вы негативно относитесь к деньгам или тем, кто ими обладает — будьте уверены, эту эмоцию именно в этом возрасте возьмет себе и ваш ребенок. А деньги для него станут тем, из-за чего рушится его мир — мир семьи.

Начальная и средняя школа

В этот период у ребенка появляются карманные деньги и начинается взаимодействие с другими владельцами кошельков. Не сомневайтесь, за пределами дома у вашего ребенка найдутся свои учителя, и они будут именно теми, которые нужны ему.

Ваша задача в этот период — начинать говорить о деньгах по-взрослому, давать возможность получить опыт зарабатывания собственных денег и предлагать выбор для расходования денег. Возможность выбора очень важна, потому что дает опыт принятия собственных решений и принятия последствий этого выбора.

Личный вклад — это важно

Ребенку важно привить понимание, что нужно постараться что-то сделать для того, чтобы получить вознаграждение. Договорились — выполнил — получил приз. Создал что-то креативное и заинтересовал — денежный "комплимент".

Все истории богатых людей пестрят детскими историями о зарабатывании денег. В малом возрасте ребенку важно понять схему зарабатывания денег. Если не сработает связка "мой личный вклад = вознаграждение", то можно всю жизнь ждать подарков свыше, которых может и не быть. Чем больше сценариев в виде альтернатив, тем лучше. Полученные за личный вклад деньги — самый важный урок в детстве, потому что ребенок чувствует причастность, понимает сколько вложил усилий и стараний. И тем ценнее для него оценка этих усилий.

Вот только я не поддерживаю практику поощрения за хорошие оценки. Моя мама всегда повторяла: "Вы учитесь не для меня, а для себя". И по прошествии многих лет я благодарна за этот урок. Ни одно обучение не будет ценным, если вы рассматриваете его как работу, а не способ саморазвития.

Финансовые цели и решения

Рассказывайте о доходе семьи, какие расходы обязательны, а о каких расходах вы договариваетесь. Начинайте играть в финансовые игры. Можно начать с Монополии, но не останавливаться на ней. Ведь там все решает случай. Найдите игру, в которой необходимо будет принимать финансовые решения. Например, Cash flow Роберта Кийосаки. Пусть ребенок ставит себе финансовые цели. Об этом хорошо пишет Бодо Шефер в книге "Пес по имени Мани", можете вместе с ребенком перечитать "Богатый папа, бедный папа". Тут хороши любые источники, которые заинтересуют. Мой племянник часто занимал деньги старшей сестре. Она никогда не отдавала и говорила, что "мама отдаст". Ему 13, и этот урок он уже прошел. Теперь он купил себе свой сейф, и хранит деньги там, не давая взаймы без гарантий возврата. И это его "прожитое" финансовое решение.

Психологические установки

В указанных книгах затронуты психологические аспекты, но все же ребенок запоминает именно то, что видит и слышит каждый день. Поэтому, прежде всего, найдите свои установки по поводу денег. Развивают ли они вас, помогают расти денежному потоку? Если нет — разберитесь сначала с собой, а ребенок научится у вас. Именно вы закладываете установки и сценарии отношения к деньгам у своих детей.

Хорошо проявляются финансовые установки в играх. И часто дети видят больше возможностей за игровым столом, чем их родители. Кто же тогда лишает их этого видения, если к своим 20-25 годам у многих в голове остаются только шаблонные схемы? И эти схемы далеко не всегда помогают зарабатывать, а скорее ставят барьеры. Присмотритесь, возможно, именно в этом возрасте вы сами потеряли видение безграничности вариантов. И может быть ваш ребенок чему-то научит вас.

В своем детстве, не найдя спонсора покупки в своих родителях, я находила альтернативный вариант и безотказного спонсора — бабушку, невзначай заводя ее именно в тот магазин, где мне отказали родители. Работало. Сейчас думаю: что изменилось в той маленькой девочке, и почему стало сложно просить денег и помощи?

Со своим 9-летним внуком я начала играть в Cash-flow еще год назад. Наравне со взрослыми. И когда в жизни возникают ситуации, на которые можно применить правила игры, я о них напоминаю. Забыл он как-то 36 грн вместе с телефоном, приходя в гости. Я один раз напомнила и предупредила: твои деньги — твоя ответственность. Не следишь — значит не нужны. Второй раз он забыл их уже в моей машине. Телефон получил, деньги — нет. Наслушались обвинений, апофеозом которых было: "Я понял — это был ваш бизнес-план: родить ребенка, чтобы отбирать у него деньги". Сомнительная, скажу вам, рентабельность у этого бизнес-проекта. Но цель достигнута. Теперь он следит за тем, где находятся его деньги.

Ответственность и партнерство

Ответственность — черта взрослости. И я считаю, что уже в подростковом возрасте человек должен быть взрослым в части отношения к деньгам, в части установок на самостоятельную жизнь, ведь тогда уходит страх взрослой жизни. Как часто дети боятся взрослой жизни, боятся окончания школы, потому что дальше нужно оторваться от семьи и делать что-то самому. Но ведь боятся неизвестности. А если развеять туман раньше? Может быть, не будет так страшно?

Если ребенок начал зарабатывать, но живет с родителями, то нужно обсуждать вопрос совместного быта, то есть сценарий иждивенца изменить на партнерство. Или часть обязанностей по дому будет исполняться им самостоятельно, или он делегирует ее родителям — и оплачивает свою часть в денежном эквиваленте. Мы или делаем сами, или платим за время и усилия других.

Основная задача родителей в части денег — вырастить самостоятельного человека. Но самостоятельным не становятся в один миг, это поэтапный процесс. В разном возрасте — свои уроки. Начав прививать ребенку правила денежной игры нашего мира в раннем возрасте, у вас гораздо больше шансов уйти спокойно на пенсию, не переживая, как же сложится его жизнь. Подросткам нужно преподавать курс предпринимательства и прививать понимание рынка и правил ведения бизнеса. Ведь именно им создавать наш финансовый мир уже через 10-15 лет и устанавливать в нем свои правила.

Читайте также: Просто о сложном: Как говорить с детьми об энергосбережении

Источник

Читайте также