Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

30.07.2019 13:19

Режиссером фильма "Мэг" является Джон Тертлтауб, известный сотрудничеством с Николасом Кейджем над двумя частями "Сокровища нации" и фильмом "Ученик чародея".

Эти картины, отмеченные зрелищно головоломными, но совершенно несовместимыми с логикой, сценарными кульбитами, в достаточной степени подготовили сознание режиссера к работе над "Мэг" — принципиально бессмысленной лентой про 25-метровую доисторическую акулу, которая кровожадно угрожает исследователям, обнаружившим ее где-то в глубинах Марианской впадины, а потом — и просто мирным курортным купальщикам.

Во время просмотра фильма возникает стойкое ощущение, что Джон Тертлтауб в полной мере осознавал тщетность всяких усилий рационализировать идеи четверки сценаристов, переработавших одноименный фантастический (и совсем немного научный) роман Стивена Олтена. В итоге, режиссер сконцентрировался на том, чтобы, оставив поиски ответов на вопросы "Зачем я это делаю?" и "Зачем это на экране делают персонажи?", максимально полно воплотить утвержденный сценарий.

Визуальный результат этих трудов выглядит намного убедительнее, чем содержательный, особенно в 3D. В "Мэг" во всей живописной красе показаны и гигантское зубастое чудовище, и его подводные и надводные жертвы — касатки, батискафы, яхты, неповоротливые ученые, забывающие одевать в океане спасательный жилет, и даже один сумасбродный миллиардер (Рэйн Уилсон), который, собственно, на свою голову, и профинансировал исследовательскую операцию, выложив за нее ровно миллиард долларов (создание фильма обошлось дешевле, но не намного — в 150 млн. долларов).

Помогает Джону Тертлтаубу в работе над фильмом и опыт руководства Николасом Кейджем на съемочной площадке, которое, судя по его результатам, преимущественно заключалось в том, чтобы оставить Николаса Кейджа в покое и дать ему возможность остервенело делать на экране то, что его бурная творческая натура пожелает. При взаимодействии с Джейсоном Стейтемом, который исполнил в "Мэг" главную роль, режиссер избрал ту же манеру поведения, постаравшись ему чрезмерным вниманием не навредить.

Эта стратегия режиссерского невмешательства вполне оправдывает себя, давая Джейсону Стейтему возможность бесконтрольно тиражировать прижившийся кинообраз крепкого немногословного бритоголового и одновременно небритого мужчины в самом расцвете сил и с хмурым взглядом, который решает любую проблему, будучи "крутым, но каким-то слишком депрессивным", как справедливо характеризуют героя с экрана.

В постоянном повторении уже сыгранных ролей британский актер, к слову, ведет себя практически так же, как Николас Кейдж, превративший игру в кино в своеобразный конвейер. Правда, Николас Кейдж особенный — полысевший, с выразительными кубиками пресса, высеченными в мраморе волосатого живота, без малейших надежд получить "Оскар" за актерское мастерство и намного более эмоционально сдержанный.

В свое время Серджо Леоне говорил, что в Клинте Иствуде, игравшем в его спагетти-вестернах, его восхищало то, что у актера было всего два выражения лица — в шляпе и без шляпы. Джейсон Стейтем столь же многолик: его выражение лица меняется в зависимости от того, надел он очки для подводного плавания, или нет. А погружается под воду он часто, ведь играет высококлассного спасателя, который сперва вытягивает ученых с глубокого океанского дна, а потом берет на себя ответственное обязательство изничтожить вырвавшегося на волю монстра.

К слову, во время финальной схватки, мотивируя себя на победу над зубастым врагом, которого ни взрывчатка, ни ракеты не берут, решительный герой упоминает об эволюции. И "Мэг" убедительно доказывает, что высшей ступенью этой эволюции является именно Джейсон Стейтем.

Картину не могли экранизировать долгих 20 лет (после ее просмотра становится вполне очевидно почему) и, в итоге, сняли в копродукции США и Китая, в значительной степени ориентировав на масштабный азиатский кинорынок. Эта стратегия выразилась в том, что важную роль в истории стала играть группа китайских исследователей — пожилой океанолог (Уинстон Чао), его сверхактивная дочь (Ли Бинбин) и 8-летняя внучка, уста которой сеют зерна житейской мудрости, что для фильма, большинство персонажей которого — ученые, скорее проблема, чем комедийное достижение.

В украинском прокате "Мэг" также демонстрируют в технологии 4DX. Она позволяет физически ощутить зрелищные события: кресла будут качаться вперед и назад, отражая погружение персонажей в воду и их подъем на поверхность, а в лицо в это время будет брызгать прохладная водичка, заставляя, хотя бы на короткий миг, отвлечься от фиксации несуразностей поведения действующих лиц.

Пожалуй, именно благодаря такой забывчивости (отвлеченности) и оказывается возможным получить удовольствие от просмотра картины. В каждой ее сцене, взятой в отдельности, можно найти яркий развлекательный потенциал — зрелищности, драмы, комедии и даже своеобразной небритой романтики. К сожалению, наслаждаться им можно лишь короткий миг — пока очередной болезненный сюжетный "тычок" не напомнит о плачевном художественном состоянии фильма вообще.

Источник

Читайте также